Барокко в Италии

Монументальная архитектура Италии 17 века удовлетворяла почти исключительно запросы католической церкви и высшей светской аристократии. В этот период строятся главным образом церковные сооружения, дворцы и загородные виллы.
Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда — стремление к необычным, экстравагантным, парадным и острым архитектурным решениям, стремление к повышенной декоративности и звучности форм.
Строительство импозантных, хотя и не столь крупных сооружений способствовало созданию иллюзии социального и политического благополучия государства.

Стиль барокко в архитектуре Италии — приходит на смену Ренессансу в 80-х годах XVI века и развивается на протяжении всего XVII и первой половины XVIIIстолетия.
Условно, в пределах архитектуры этого времени, могут быть выделены три этапа: раннее барокко — с 1580-х до конца 1620-х годов, высокое, или зрелое, барокко — до конца  XVII века и позднее — первая половина  XVIII века.

Раннее барокко.

Церковь Иль-Джезу. Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта.

Это соборная церковь ордена иезуитов. Построена в 1568—1584годах. Когда-то  на этом  месте находился храм, в котором святой Игнатий Лайола молился перед образом Богоматери. В этой церкви  находятся   его останки .

Иль-Джезу- первая в мире церковь, фасад которой выполнен в стиле барокко. Церковь построена по проекту архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. Ее строительство  явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения.В 1577 г. св. Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу, и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста, тем самым показав превосходство  христианского  креста над греческим.

Свое великое творение архитектор Виньола (1507-1573) создал на основе  этого плана .Образцом  для церкви послужила  церковь Сант Андреа в Матуе, построенная Альберти в XV в.: сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта.Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь,что  очень важно  для участия верующих в отправлении службы.Чтобы внутреннее  пространство казалось  шире , проходы отнесены к боковым часовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений.В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. Стремление к синтезу продольного и центрированного планов окажется одним из важнейших постулатов Ренессанса.

Виньола умер, не  закончив строительство. Сооружение было закончено учеником Виньолы — представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, который придерживался главного плана Виньолы.

Делла Порта  украсил фасад  колоннами различных ордеров, благодаря  чему открылся  простор для разнообразных вариаций. Фасад разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом, а более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями — волютами.

220px-Chiesa_gesu_facade

 

0275253893-300x208

Композиция церкви оказала определяющее влияние на всю последующую европейскую архитектуру. В период Контрреформации этот образец был перенят во всей Европе.

                                   Достройка собора Св. Петра. Карло Мадерно

image007

План Мадерно

Вся история  строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста. И только с  приходом  Карло Мадерно,  собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. После смерти Делла Порта   Модерно был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Риме, постройка  которого  была начата еще в 1607 г. По настоянию папы Павла V построенное Микеланджело центричное сооружение в форме греческого креста было перестроено в традиционную раннехристианскую базилику в форме вытянутого креста.

В 1607-1614 гг. Карло Мадерно пристроил к подкупольной части храма три длинных нефа, ранее созданное здание стало алтарной частью нового, еще более грандиозного храма. Мадерно построил новый, сильно выдвинутый вперед фасад с мощными группами колонн, который теперь виден с площади. Тяжелый фасад загородил купол собора — он как бы отодвинулся назад и стал полностью восприниматься только с  далека. В настоящее время дина собора 211,5 метра, а максимальная высота — 141,5 метра. Фасад Мадерно  не соответствовал построенному Микеланджело куполу,за что  архитектор подвергся критике.Но  мощные группы колонн вызывали восхищение.

21-300x201

Собор Св. Петра в Ватикане

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.