Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке. В условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Получили богатую и сложную разработку ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворцы.
Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475—1564),Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Андрее Палладио (1518—1580).
Микеланджело Буонарроти
Архитектура Микеланджело очень индивидуальна.В его творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Произведения Микеланджело в области архитектуры убеждают в том, что он решал возникавшие перед ним задачи архитектурного порядка как мастер пластики, как скульптор, и соответственно рождавшемуся у него живому пластическому чувству выбирал те или иные мотивы, преобразовывал формы, иногда нарушал даже конструктивную логику в угоду чисто художественной, эмоциональной выразительности. Микеланджело явился родоначальником тех тенденций, которые приобрели большое распространение в последующее время и определили появление стиля барокко.
В пределах комплекса церкви Сан-Лоренцо Микеланджело оформил помещение библиотеки — Лауренцианы. Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей. Стены не были возведены Микеланджело, ему предложили перестроить уже существовавшее ранее здание.
Вопреки всем законам Микеланджело не облегчает, а утяжеляет верхнюю часть стен. Колонны у него не стоят перед стеной и не приставлены к ней, а включены в толщу стены, поставлены в нишах, опираются не на пол, а на выступающие из стены под ними консоли. Стена видится архитектору как мускулистое человеческое тело. Лестница, подобно застывшему каменному потоку, стекает в вестибюль, соединяя его с залом библиотеки. Во всем разлита энергия. Архитектура Микеланджело будто дышит.
Площадь Капитолия
Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме — духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас место пребывание Римского муниципалитета. Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий: — средневековый дворец Сенаторов ,- величественный дворец Консерваторов (Палаццо деи Консерватори, в его дворе хранится обломки стопы огромной статуи императора Константина) и Новый дворец (палаццо Нуово, первый римский музей, открытый для публики).
Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аурелия.Сейчас она заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее). К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварталам города. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима.
Гробницы Медичи (1520-1534)
Почти пятнадцать лет работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.
По замыслу часовня должна была стать усыпальницей для всех представителей рода Медичи.Часовня является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо и расположено позади церкви. Потолок этой часовни — миниатюрная копия римского храма Пантеон. «Творение ангелов «– так назвал это сооружение сам Микеланджело. Чтобы лучше передать настроения скорби и печали, при оформлении усыпальницы мастер использовал мрачные и приглушенные тона.
В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, он также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем.
По сторонам в нижнем ярусе точно друг против друга размещены саркофаги герцогов Медичи — Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Все эти образы словно отделены определенной дистанцией от зрителя и пребывают в своем особом мире скорби и напряжения. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи».
В период строительства во Флоренции велась жесточайшая борьба за власть. Династия Медичи противостояла силам республиканцев. Самое интересное то, что Микеланджело всем сердцем поддерживал республиканцев. Всячески пытался бороться против людей, на которых работал. Однако неукротимая любовь к искусству взяла верх, и Микеланджело закончил работу над созданием Капеллы Медичи.
Архитектурой и скульптурным убранством капеллы Микеланджело воздвиг памятник не Медичи, а Флоренции. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры.
Андреа Палладио
Вилла Ротонда
Ла-Ротонда — загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновни-ка Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра . Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.
Вилла Ротонда, состоящая под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, общепризнана в качестве одного из центральных зданий в истории европейской архитектуры. Для архитекторов-палладианцев это был самый чтимый образец усадебного дома. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру — от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе.
Это один из первых в истории частных домов, решённых в форме античного храма. Вилле присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. У здания четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к каждому ведёт балюстрада со статуями античных богов.
Винченцо Скамоцци, который отвечал за достройку и отделку виллы после смерти Палладио, увенчал её куполом-ротондой на подобие римского Пантеона. Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был изливаться в круглую гостиную в центре здания. Её стены покрыты искусными фресками-обманками. Все прочие комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них в течение дня тоже равномерно заглядывало солнце.
В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности.
Творчеством Андреа Палладио (1508—1580) завершается период позднего Ренессанса , он ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии.
Джакомо Бароцци Виньола
Вилла папы Юлия III
В вилле Юлия ощущается стремление зодчего придать своему произведению черты нарочитой красивости и изысканности, рафинированной отточенности деталей. Сегодня в вилле — музей этрусской культуры.Вилла папы Юлия III считается лучшим примером архитектуры маньеризма . Сразу за зданием начинался огромный парковый ансамбль, к созданию которого, в частности, приложил руку Микеланджело… Спроектировал Виллу архитектор Джакомо Бароцци Виньола . В основу замысла был положен принцип постепенного раскрытия пространства, решенного по законам сценографии: великолепный портал, имитирующий триумфальную арку, ведет в полукруглую галерею, которая раскрывается во двор. В этом «театре» галерея играет роль партера, аллея – просцениума, а лоджия напротив – сцены. По другую сторону от лоджии располагается второй дворик – второе «театральное» пространство, куда можно попасть по двум пандусам-подиумам. Там находится великолепный трехъярусный нимфей с лоджиями. Внизу бьет фонтан Аква Верджине, украшенный гермами-кариатидами и фигурами речных божеств – Арно и Тибра.
В вилле Юлия ощущается стремление зодчего придать своему произведению черты нарочитой красивости и изысканности, рафинированной отточенности деталей. Сегодня в вилле — музей этрусской культуры
Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.