Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески.
Собор Санта Мария дель Фьери–кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.Стоительство собора началось в 1294 году. Архитектор Арнольфо ди Камбио заложил огромный собор с куполом, примерно равным по диаметру куполу римского Пантеона. Строи-тельство тянулось многие годы и в нем принимали участие разные архитекторы — Андреа Пизано, Симоне Таленти, Джотто и другие.
Когда осталось возвести один только купол, возникли сложности — ни один зодчий не взялся за решение этой проблемы. Тогда архитектор Филиппо Брунеллески предложил гениальную идею и добился ее осуществле ния. Так появился восьмигранный черепичный купол с белокаменными швами!
В XV веке Флорентийский собор являлся самой большой церковью в Италии. Он вмещал 30 тыс. человек. Его протяженность составляет около 150 м, ширина — 38 м, высота до верха креста — около 115 м. Долгое строительство наложило на здание собора печать различных стилей — по конструкции собор готический, но по духу — ренессансный. Фасады собора облицованы разноцветным мрамором, а огромный купол, покрытый кирпично-красными плитками, доминирует в панораме города.
К собору примыкает изящная колокольня высотой 99м — так называемая «кампанила Джотто».
Диаметр купола Флорентийского собора составляет 42 м. Это значительно превосходит все предыдущие постройки Античности и Средневековья.
Палаццо Питти
Палаццо Питти достоин был бы называться Королевским Дворцом: здесь жили представители всех правящих династий Флоренции — Медичи, Герцоги Лоранские, Бурбоны, клан Бонапартов, герцоги Савойские.Палаццо Питти был построен в середине XV века (1448), первоначально он предназначался для флорентинского коммерсанта Лука Питти.
Брунеллески воплотил в Палаццо Питти свою идею о том, каким должен быть ренессансный дворец: это куб с равными высо-той и глубиной, покрытый типич-ным флорентинским грубо вы-сеченным камнем. Палаццо имеет три этажа, три входные двери на нижнем этаже, 7 окон на каждом из верхних этажей. Окна на фасаде связаны длинным балконом. Под линией крыши была построена лоджия,придавшая конструкции законченный вид.
Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Огромные окна-порталы завершают впечатление суровой силы. Разработка основных принципов сооружения палаццо была одной из важнейших задач итальянской архитектуры XV в., они послужили основой городских построек более позднего времени.