Дошедшие до нас памятники — это храмы, дворцы и гробницы -cооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Древние египтяне искренне верили в существование загробной жизни и готовились к ней чуть ли не с рождения, строя пирамиды, вырубая в горах пещеры, в которых собирались проводить время после смерти, в комфорте, соответствующем социальному статусу. Их усыпальницы оказались крепче, чем дома, и устояли перед неумолимым натиском времени.
Древнее Царство (XXXII в -. XXIV в до н э…)
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.
«Все боится времени, а время боится пирамид» -гласит древняя мудрость.
Великие пирамиды все также стоят на окраине теперь уже современного Каира, являясь единственным уцелевшим древним чудом света.До сих пор нет точного ответа, как они были построены. Исследователи выдвигают одну версию за другой, но ни одна так и не смогла дать точного ответа — как многотонные блоки, подогнанные друг к другу так, что и нож не просунуть между ними, смогли водрузить один на другой, с такой точностью, что завидуют и современные математики. Ведь вес некоторых из блоков при этом доходил до 80 тонн, а всего их было, например, при строительстве пирамиды Хеопса — 2,3 миллиона.
Сфинкс у пирамид III тыс. до н.э. Гиза
Перед высокой пирамидой Хефрена обращенный задумчивым лицом к востоку возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой. Здесь в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сотворенных человеком. Высота ее — около двадцати метров, а длина — 57 метров, так что если бы Сфинкс был расчищен до самого основания, то превосходил бы по величине 5-этажные дома многих европейских городов.
Время и история сооружения самого Сфинкса теряются в глубине тысячелетий, ведь в древних папирусах, относящихся ко времени постройки египетских пирамид, о нем нет ни единого слова. Иероглифы древних египтян донесли до нас не только имена гениальных архитекторов и строителей пирамид, создавших заупокойные храмы фараонов, но и степень их инженерного таланта. А вот создатели Сфинкса до сих пор неизвестны.
Среднее Царство (XXI в. — XVIII в)
В конце правления V династии уже наметился процесс распада централизованной власти Египта, земельная знать стала стремится к большей самостоятельности. Египет распался на большое количество областей (номов), объединение которых вновь стало возможным лишь в правление XI — XII династий. Средний торговый слой горожан стал значительным, политический центр переместился в Средний Египет, где важная роль была отведена городу Фивы.
В стилистике архитектуры не было найдено ничего принципиально нового, равноценного зодчеству Древнего или Нового царств. Одним из важнейших памятников архитектуры считается поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.
Мотив пирамиды на цоколе, лишь с немного измененными пропорциями уже использовался в композиции центральной части в солнечных храмах V династии.
Новшеством для этого периода являются шестнадцатигранные протодорийские колонны.
Во времена Среднего царства использовались и другие «ордера» колонн: в бени-гассанских гробницах большого изящества достигает лотосообразная колонна. В этот же период происходит дальнейшая эволюция обелиска, созданного зодчими в период правления V династии. Высота обелиска фараона Сенусерта I достигает 20 с лишним метров.
Также следует отметить тип гражданской архитектуры. Интересен план частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э.), Воссозданный по его руинам. Просторный открытый двор, заканчивается колоннадой.Со двора вход в поперечно расположенный зал для гостей. Другой зал вытянут в глубину. Это — покои владельца и его столовая. Этот зал окружают несколько строго геометризированных пространственных аппартаментов. В плане явно прослеживается связь гражданского и храмового зодчества .
Заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1850-1800 гг. До н.э.) рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния много-! численных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. ) Греки называли его лабиринтом. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям.
Новое Царство (XVII в. — XI в до н.э.)
«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н.э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.
Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью — вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из драгоценных материалов. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился.
При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы», высеченные из асуанского гранита. Работами руководил придворный зодчий Хатшепсут — Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы Тутмос III уничтожил, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов» на стенах которого увековечены победоносные военные походы фараона.
Храм представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая — из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран — символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов. Эти пилоны — своеобразные вехи строительства храма: каждый из них возведен в правление одного из фараонов.
Луксорский храм протянулся более чем на четверть километра с севера на юг, вдоль Нила. Начинал строить храм фараон Аменхотеп III (1390-1352 гг. До н. Э.). При нем были воздвигнуты колоннада, обрамленный колоннами более скромных размеров двор, гипостильный зал и святилище.
Фараон Рамсес II (1279-1213 гг. До н. Э.) Значительно расширил Луксорский храм. Перед колоннадой он построил еще один двор, вход в который обрамляет мощный пилон шириной 65 м и высотой 24 м.
Возле пилона были первоначально установлены шесть огромных статуй Рамсеса II высотой в 20 м каждая. Две, по сторонам от входа, изображали его сидящим на троне, а четыре — стоящим. Сидящие фигуры сохранились до сих пор, а вот из стоящих — только одна.
Гигантские колоннады — характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах — 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде — 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.
Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н.э.
Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью.
Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависили стабильность и процветание этих территорий. Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма.
Некогда перед храмом располагались два священных озера, вокруг росли экзотические, удивительные для Египта деревья и кустарники, привезенные во время знаменитой экспедиции в страну Пунт, загадочной страны,о месте расположения которой до сих пор идут споры.Рельефы храма представляют все подробности этой кампании: детально изображен флот царицы Хатшепсут, особенности природы Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и хижинами на сваях.
Храм фараона Рамзеса II
Первая половина XIII в. до н.э. Абу-Симбел, Египет
Этот храм был вырезан прямо в скале. Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамсеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внушительный памятник могущества Египта.
Уже в наше время, построенная на Ниле Асуанская плотина, стала нести угрозу храму. В результате чего, в 1963-67г.г. храм был разрезан на тысячу частей и перенесён на 60 метров выше на искусственно сооруженную скалу, благодаря чему и был спасён.
Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), Посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками.Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста.
Фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви увековечили образ великого фарао-на. В первом помещении храма в облике бога Осириса находятся восемь фигур Рамсеса , по четыре с каждой стороны от входа. Стены и потолки внутренних помещений храма покрыты росписями и раскрашенными рельефами.Это одни из лучших образцов искусства Древнего Египта позднего периода.Рельефы демонстрируют жизнь и подвиги Рамсеса II: вот толпы повергнутых к стопам богов ливийцев и нубийцев, вот картины повествующие о войне Рамсеса II с хеттами.
Помещения храма почти весь год погружены в полумрак, но два дня в году(22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки проникают в храм и освещают статую самого Рамзеса II. Луч солнца всего на несколько минут освещает лицо фараона, но по словам туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона в этот момент удыбается.
Малый храм, посвященый богине Хатор, намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад храма Хатор украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. На одной из колонн храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».